МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

В Республике Тыва проходит VIII Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация ФГОС общего образования: проблемы, поиски, решения»

Министерством образования и науки Республики Тыва с 25 по 26 октября 2018 года организована Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация ФГОС общего образования: проблемы, поиски, решения» с целью проведения открытого профессионально-педагогического обсуждения процесса модернизации технологий и содержания обучения в контексте реализации ФГОС общего образования, диссеминации лучших практик реализации ФГОС общего образования, обмена опытом с педагогами регионов-участников.

25 октября конференция была организована на 10 площадках с охватом около 1000 человек и продолжилась пленарным заседанием, на котором приняли участие более 250 педагогов и гостей из регионов: г. Москвы, Московской области, Хакасии, Красноярского края, Алтайского края, Бурятии, Новосибирской и Иркутской областей, а также гости из Монголии.

С целью распространения инновационных моделей и лучших практик по взаимодействию социального партнерства между образовательными организациями в лицее №16 г. Кызыла состоялась работа площадки «Межшкольное партнерство и сетевое взаимодействие как основа повышения качества образования», организованной для руководителей органов управления образованием, директоров и заместителей директоров общеобразовательных организаций и специалистов муниципальных органов управления образованием, методических служб, представителей общественности, социальных партнеров. Работу площадки вела заместитель министра образования и науки Республики Тыва Елена Хардикова.

Открыли работу площадки первый заместитель Председателя-Главы Правительства Республики Тыва Органа Натсак и министр образования и науки Республики Тыва Татьяна Санчаа.

Ректор ГАОУ ДПО «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации» Чойгана Монгуш презентовала новый приоритетный проект региона «Эффективный учитель-успешный ученик.

В работе данной площадки приняли участие представители г. Москвы и Монголии, а также руководители органов муниципальных управлений образованием и общеобразовательных организаций республики. Гостями и участниками площадки стали: Растворов Дмитрий Александрович, директор ООО «Яндекс», Житлевский Б.Б., автор методических пособий, начальник отдела продвижения проектов издательства «Русское слово», Зэвхээ Нарантуяа, заместитель директора школы сумона Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака

На секции «Современный детский сад - тенденции и перспективы развития» участие приняли более 120 педагогов дошкольного образования со всей республики, гости из российских регионов России и педагоги из Монголии. Актуальность мероприятия обусловлена необходимостью современным детским садам соответствовать требованиям, отражённым в законе «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах, госпрограммах «Развитие образования на 2013–2020 годы» и «Доступная среда на 2011–2020 годы». Участники обсудили тенденции развития дошкольного образования в России и республике, обратили внимание на сходство и различие позиций к пониманию устойчивого развития и единства в многообразии образовательных возможностей детей в условиях взаимодействия семьи, дошкольной образовательной организации и социума.

С целью выявления лучших практик и обмена опытом в лицее № 15 г. Кызыла учителя математики, физики и информатики собрались на площадке «Математическое образование в условиях реализации ФГОС и концепции математического образования». Работа этой площадки распределена в 2 дня: в первый день участниками обсуждаются вопросы методики преподавания математики в условиях реализации ФГОС и Концепции математического образования; второй день будет посвящен методическому практикуму. Участники конференции с интересом прослушали доклады «Организация проектной деятельности в инженерно-технологических шахтерских классах в рамках ФГОС ООО», «Внеурочная деятельность по астрономии «Физика+Астрономия», «Организация инклюзивного математического образования в условиях реализации ФГОС (на примере Республики Тыва)», «Как меняются профессиональные роли учителя при реализации ФГОС общего образования», «Подготовка учащихся основой школы к государственной итоговой аттестации по информатике в условиях реализации ФГОС основного общего образования», «Выполнение планируемых результатов, повышение качества образования согласно ФГОС со слабоуспевающими обучающимися по математике». В первый день работа площадки прошла плодотворно. Особый интерес педагогов вызвали доклады, связанные с различными методическими подходами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Во время дискуссии учителя поделились с коллегами своим опытом.

На базе школы №12 г.Кызыла прошла секция учителей русского языка и литературы. Секции открыли приглашенные гости - Саломахина М.Н., методист Центра лингвистического образования издательства «Просвещение» с докладом «Учебники, учебные пособия и интернет-ресурсы Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение» российскому учителю английского языка», Самкова И.Н., методист кафедры основного и среднего общего образования ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», которая выступила с докладом «Предметно-языковое интегрированное обучение: методические и дидактические принципы». Далее инициативу поддержали учителя иностранных языков республики, которые тоже активно подготовились и выступили перед коллегами с докладами и мастер-классами.

На базе школы №1 г. Кызыла работала площадка «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как один из факторов успешной реализации ФГОС ООО». Участие приняли работники Корпорации «Российский учебник», педагогические работники образовательных организаций республики Тыва. Активное участие в обсуждении приняли педагоги Кызылского, Тес-Хемского и Овюрского кожуунов, г. Кызыла и Ак-Довурак.
Учителя музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры собрались в Гимназии №9 г. Кызыла по теме «Технологии художественно-эстетического развития в образовательной практике в условиях реализации ФГОС». Выступления были посвящены темам, затрагивающим разные аспекты реализации стандартов, начиная от темы по проектной деятельности: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООО», которую интересно представили учитель технологии МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана Дубовский Сергей Викторович, а также Чымба Марина Маадыр-ооловна, учитель технологии МБОУ СОШ № 2 г.Шагонар Улуг-Хемского кожууна «Формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности, на уроках технологии путем использования метода проектов».

На секции начальной школы «Оценочные процедуры образовательной организации как фактор повышения качества образования» приняли участие учителя начальных классов, заместители директоров по начальной школе, методисты управлений образований по начальным классам. А также были приглашенные почетные гости из г.Москвы, Красноярска, Абакана, которые говорили о развитии системы оценки качества образования в начальной школе в регионах России. Также приехал учитель начальных классов сумона Цэнгэл Баян-Ольчийского аймака Монголии Хохоо Нарангарав, которая поделилась как обучают тувинскому языку в школах Монголии.

На секции «Оценочные процедуры образовательной организации как фактор повышения качества образования», которая прошла на базе КЦО «Аныяк» г.Кызыла, обсуждались вопросы современных образовательных технологий, о развитии исследовательских компетенций младших школьников, транслировался опыт работы передовых учителей начальных классов республики. Интересный и познавательный мастер - класс по теме «Развитие графомоторных навыков у младших школьников» провела учитель начальных классов МБОУ Гимназии № 5 г. Кызыла Апаницына Е.А. 

Актуальной теме здоровьесбережения были посвящены доклады «Холистическая модель здоровья и скрининг методы его исследования» – Айзмана Романа Иделевича, д.б.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ, зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, директора НИИ здоровья и безопасности Новосибирского государственного педагогического университета; «Формирование у обучающихся УУД на уроках физической культуры средствами спортивного ориентирования» – Ондар Маргариты Сергеевны, учителя физической культуры МБОУ СОШ №1 г.Кызыла; «Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокала» – Айдын-оол Байланмаа Тойлуевна, учителя музыки МБОУ Гимназии № 9 г.Кызыла; «Использование технологии дифференцированного физкультурного образования на уроке» – Саая Сылдыса Александровича, учителя физической культуры МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык Барун-Хемчикского кожууна; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания» – Хертек Айгуль Александровны, учителя музыки МБОУ НОШ с.Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна; «Развитие изобразительных способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования» – Ойдуп Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ № 4 г.Кызыла. 

Развитию инноваций и коммуникации были посвящены доклады Тас Сайлык Сергеевны, учителя технологии МБОУ СОШ № 1 п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна и Геращенко Натальи Александровны, преподавателя технологии ФГКОУ «Кызылское кадетское училище». 

Перспективы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения и реализации ФГОС для детей с ОВЗ обсудили на базе Тувинского института развития образования и повышения квалификации. Гостями площадки были Вишнякова Наталья Николаевна, руководитель краевого центра дистанционного образования Алтайского края; Лопуга Василий Федорович, к.п.н., доцент, директор Регионального ресурсного центра мониторинга здоровья обучающихся (г.Барнаул). 

С основным докладом выступила руководитель краевого центра дистанционного образования Алтайского края Вишнякова Наталья Николаевна, которая подробно рассказала о работе по созданию комфортной, психологически безопасной образовательной среды. Этому способствует не только разноуровневый материал, размещенный в учебных курсах, но и сама методика дистанционных занятий, а также знания и опыт замечательных педагогов, работающих в центре. Большое внимание уделяется и такому виду деятельности, как социализация детей-инвалидов. Эта работа ведется через привлечение детей к участию в различных массовых мероприятиях, конкурсах. 

Своим опытом работы по обучению детей-инвалидов поделились педагоги: Хомушку Ш. М.(математика), Салчак Р.А. (русский язык), Монгуш Л.Р. (педагог-психолог), Кужугет В.В. (история) и т.д.

Кроме того, на базе МБОУ СОШ №14 г.Кызыла в рамках конференции был проведен заключительный этап конкурса «Лучшая школьная библиотека -2018». В нем приняли участие 4 городских и 14 сельских школьных библиотек – победители муниципального этапа конкурса, а также представители федеральных издательств «Просвещение», «Русское слово», Корпорации «Российский учебник». 

Актуальность проведения конкурса «Лучшая школьная библиотека - 2018» обусловлена необходимостью укрепления социальной роли школьной библиотеки, демонстрации многогранности и важности труда школьного библиотекаря в учебно-воспитательном процессе, позиционирования в глазах общественности статуса школьной библиотеки как важнейшего социокультурного института детства.

Всего приняли участие в заключительном этапе конкурса более 100 человек. 

По итогам первого дня состоялось обсуждение выступлений и подведение итогов работы секций. В работе площадок участие приняли около 1000 педагогов. Участники конференции отметили разнообразие содержания докладов, практическую направленность мастер-классов, актуальность выбранных тем.

26 октября будут организованы для педагогов: авторский курс для руководителей и учителей начальной школы «Современные тенденции в оценивании образовательных результатов. Внутриклассное оценивание»; 5 авторских семинара: «Современный урок иностранного языка и требования ФГОС», «Эффективный урок английского языка с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 5-9 классов, «Совершенствование форм и методов организации учебного процесса как условие повышения качества школьного химического образования», «Технологии электронного обучения в начальной школе. Сервис Яндекс. Учебник», «Потенциал внеурочной деятельности в повышении качества образования»; 2 методических практикума: «Интерактивные ресурсы и методики системно – деятельностного подхода на уроках филологического цикла»; «Методика использования ЭОР в учебном процессе»; 7 образовательных экспедиций. 

Участникам конференции желаем плодотворной работы на методических семинарах и образовательных экспедициях второго дня конференции.